СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПЕСЕН УЗБЕКСКИХ И ТУРЕЦКИХ ПЕВЦОВ НА ОСНОВЕ КОМПЬЮТЕРНОЙ ЛИНГВИСТИКИ: НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ
Kalit so'zlar
https://doi.org/10.47390/SPR1342V5I12Y2025N44Kalit so'zlar
песня, поэтико-музыкальный жанр, различные музыкальные конструкции и жанры, лингвичтический, стилистический анализ, культурные и социологические исследования, корпус, частотный анализ.Annotasiya
В данной работе проводится сравнительный анализ текстов песен узбекских и турецких исполнителей с использованием методов компьютерной лингвистики. Цель исследования — выявить сходства и различия в лексических, морфологических и семантических особенностях песенных текстов двух родственных тюркских языков. Для анализа были использованы корпуса песенных текстов, обработанных с помощью программного обеспечения для лингвистического анализа узбекского и турецкого языков.
Результаты показали, что, несмотря на общие культурные и лингвистические корни, тексты узбекских песен чаще используют поэтические и фольклорные выражения, тогда как турецкие тексты ориентированы на современные урбанистические темы. Также наблюдаются различия в частотности использования определённых частей речи и стилистических приёмов. Работа подчеркивает потенциал компьютерной лингвистики в изучении и сравнении тюркских языков на современном этапе.
Manbalar
1. Ли О.Д. Песенный текст как объект лингвистического исследования // Международный научно-исследовательский журнал, № 8 (98), Часть 3, Август. – С.86. DOI: https://doi.org/10.23670/IRJ.2020.98.8.085.
2. Самохин И.С. Соотношение мелодической и вербальной составляющих в песенном дискурсе/ И.С. Самохин //Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. - 2010.- №3 (63). – С. 144-147.
3. Волкова П.С. Язык и музыка навстречу эмоциям: категория эмотивности в пространстве полипарадигмальности // Language and Music Towards Emotions: The Category of Emotivity in the Space of Polyparadigmality // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. — 2024. — N 56. – С. 151-164. — URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=79090394.
4. Мокрова Н.И. Песня как явление комплексного характера // ВЕСТНИК ИрГТУ. – 2015. - №6 (101). - С. 389-393.
5. Митрофанова О.А. Исследование структурной организации художественного произведения с помощью тематического моделирования: опыт работы с текстом романа «Мастер и Маргарита» М.А.Булгакова / О.А.Митрофанова // Корпусная лингвистика-2019. – СПб., 2019. – С. 387–394.
6. Андреев В.С. «Светлый» Лонгфелло: концепт Свет в меняющемся стиле / В.С.Андреев // Известия Смоленского государственного университета. – 2019. – № 3 (47). – С. 201–210.
7. Якубайтис Т.А., Скляревич А.Н. Корреляционная характеристика частей речи в связных текстах. – Рига, 1980.
8. Левицкий В.В. Квантитативные методы в лингвистике. - Нова Книга, 2007. 267 с.
9. Копотев М. Введение в корпусную лингвистику. – Прага, 2014.





