ОТРАЖЕНИЕ ПИСЬМЕННЫХ ИСТОЧНИКОВ ЗОРОАСТРИЙСКОЙ РЕЛИГИИ В АРХЕОЛОГИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКАХ
DOI:
https://doi.org/10.47390/SP1342V3I7/SY2023N04Ключевые слова:
зороастризм, Авеста, яшт, видевдат, археологические материалы, Сапаллинская культура, Кучукская культура, Язская культура, государственность, ката, вара, четыре элементы, огнепоклонение.Аннотация
В статье представлены ценные сведения об историческом развитии зороастрийской религии и ее влиянии в Центральной Азии путем сопоставления сведений из текстов Авесты, являющейся священной книгой зороастрийской религии, и материальных источников, выявленных в результате археологических исследований.
Библиографические ссылки
Is’hoqov M. Avesto, Yasht kitobi //Toshkent. Sharq. – 2001.
Avesto. Asqar Mahkam. tarjimasi. – T.: Sharq, 2001.
Бойс М. Зороастрийцы: верования и обычаи. – М.: Наука, 1988.
Струве В.В. Родина зороастризма. Рабочая хроника института востоковедения за 43 г. – Т., 1944.
Абаев В.И. Антидевовская надпись Ксеркса // Иранские языки. – М.,-Л., 1945. Т. 1.
Darmsteter. The Sacred books of the East. – Oxford, 1895. V. IV.
Лелеков Л.А. Локальные и синкретические культы. – М.: Наука, 1991; Авеста в современной науке. – М., 1992.
Маковельский А.О. Авеста. Баку, 1960.
Дорошенко Е.А. Зороастрийцы в Иране (Историко-этнографический очерк). – М.: Наука, 1982.
Мейтарчиян М. Погребальные обряды зороастрийцев. – М., 1999.
Нейхард А.А. Скифский рассказ Геродота в отечественной историографии. – Л.: Наука, 1982.
Снесарев Г.П. Под небом Хорезма. – М.: Мысль, 1973. С. 100-103.
Бойс М. Зороастрийцы: верования и обычаи. – М.: Наука, 1988.
Лелеков Л.А. Зороастризм: явления и проблемы. – М.: Наука, 1991.
Стеблин-Каменский И.М. Авеста: Избранные гимны из Видевдата. – М., 1993
Рак И.В. Авеста в русских переводах (1861-1996). –СПб, 1997.
Крюкова В.Ю. Авеста. Видевдат, Фрагард Восьмой // Вестник древней истории. – 1994.
История народов Узбекистана. Т.I. –Т.: Фан, 1950.
O‘zbekiston tarixi.T. I . –T.: Fan, 1967.
Karimov I. A. Tarixiy xotirasiz kelajak yo’q //T.: Sharq. – 1998.
“Avesto” va uning insoniyat taraqqiyotidagi o‘rni. O‘zFA. – T.: Fan, 2001.
Qayumov A.P. Xurdo Avesto // Qadimiy yozma yodgorliklar. – T.: Yozuvchi, 2000.
F. Sulaymonova. Sharq va g‘arb. Toshkent: Sharq 2001.
Avesto: Videvdot kitobi // M.Is’hoqov tarjimasi. – T.: TDShI nashriyot - bosmaxona bo‘limi, 2007.
Ashirov A. O‘zbek xalqining e’tiqod va marosimlari. – T.: Alisher Navoiy nomli O‘zbekiston Milliy kutubxonasi nashriyoti, 2007.
Jo‘raeva F.“Avesto”ning o‘zbekcha tarjimalari haqida // “Avesto” va uning insoniyat taraqqiyotidagi o‘rni. O‘zFA. – T.: Fan, 2001.b. 55-57.
Сагдуллаев А. С. Усадбы древней Бактрии. 1987. – С. 76.
Asqarov A. Qadimgi Xorazm tarixiga doir ba’zi bir masalalar // O‘zbekiston etnologiyasi: yangicha qarashlar va yondashuvlar. – T., 2004. – B.76-84.
Shaydullayev Sh. O‘rta Osiyoda zardushtiylikning paydo bo‘lishi va rivojlanish bosqichlari // “Avesto” va uning insoniyat taraqqiyotidagi o‘rni. – Toshkent-Urganch. 2001. – B. 26-27
Рапопорт Ю.А. Из истории религии Древнего Хорезма. – М., 1971. – С. 57-60.
Mohammadpour H., ANDAROODI E., Talebian M. H. Recognition of Sassanid Takht-i-Nishin (Throne Room) in the Middle of Ardeshir Khorra City; A Proposition of a Temple of Anahita and Fire Chartaqi in the Continuation of Previous Traditions //Journal of Archaeological Studies. – 2022. – Т. 13. – №. 4. – С. 161-187.
Abdullayev B. O‘rta Osiyo ilk davlatchilik jarayoni va “Avesto” arxeologiyasi masalalari. // “Avesto” va uning insoniyat taraqqiyotidagi o‘rni. O‘zFA. – T.: Fan, 2001.b. 24-25.