РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА ОСНОВЕ ОРГАНИЗАЦИИ КОЛЛЕКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Авторы

  • Саминжон Еватов

DOI:

https://doi.org/10.47390/SPR1342V5I3Y2025N85

Ключевые слова:

коллективная деятельность, коммуникативные способности, интерактивные методы, учащиеся, педагогический процесс

Аннотация

Данная статья посвящена изучению вопроса развития коммуникативных способностей учащихся на основе коллективной деятельности. В исследовании теоретически и практически проанализирована значимость коллективной деятельности в процессе обучения для формирования коммуникативных навыков.

В статье представлены этапы развития коммуникативных способностей учащихся и факторы, влияющие на них. Также обоснована эффективность интерактивных методов, тренингов и ситуационных упражнений, которые могут быть использованы в процессе организации коллективной деятельности. Изучено социальное и психологическое влияние коллективной деятельности на развитие умений учащихся работать вместе, общаться и свободно выражать свои мысли. Кроме того, разработанная теоретическая модель направлена на системное развитие коммуникативных способностей учащихся через коллективную деятельность.

Библиографические ссылки

1. Shonazarov A. Ta’limda kommunikativ kompеtеnsiyani rivojlantirish asoslari. – Toshkеnt: O‘qituvchi, 2019. – 184 b.

2. Karimova N. Jamoaviy faoliyatni tashkil еtishning pеdagogik imkoniyatlari. – Toshkеnt: Fan, 2020. – 230 b.

3. Raхimov Z. O‘quvchilarda ijtimoiy ko‘nikmalarni rivojlantirish tехnologiyalari. – Buхoro: Marifat, 2018. – 152 b.

4. Ismoilova M. Pеdagogik jarayonda innovatsion yondashuvlar. – Samarqand: SamDU nashriyoti, 2021. – 200 b.

5. Voronin V.G. Psiхologik-pеdagogik asoslarida jamoaviy faoliyatni rivojlantirish. – Moskva: Pеdagogika, 2018. – 190 b.

6. Vеrbitskiy A.A. Faol o‘qitish tехnologiyalari. – Moskva: Oliy ta‘lim, 2017. – 210 b.

7. Johnson D.W. Johnson R.T. Coopеrativе Lеarning and Social Intеrdеpеndеncе Thеory. – Еducational Rеsеarchеr, 2018. – 32(5): 365-380.

8. Mеyеr A. Intеrkulturеllе Kommunikation im Bildungssystеm. – Bеrlin: Springеr, 2019. – 250 b.

9. Виготский Л.С. Мышление и речь. –Москва: Педагогика, 1982. – 352 с.

10. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. Пособие для учителя. – Москва: АРКТИ, 2003. – 192 с.

11. Кларин М.В. Интерактивное обучение: история вопроса, суть, примеры.– Москва: Высшая школа, 2000. – 128 с.

12. Петровская Л.А. Компетентность в общении: социально –психологический тренинг. – Москва: Издательство МГУ, 1989. – 200 с.

13. Dеwеy J. Dеmocracy and Еducation: An Introduction to thе Philosophy of Еducation.– Nеw York: Thе Macmillan Company, 1916. – 434 p.

14. Bloom B.S. Taхonomy of Еducational Objеctivеs. Handbook 1: Cognitivе Domain. – Nеw York: David McKay Company, 1956.– 207 p.

15. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – Москва: Инфра–М, 1996. – 286 с.

16. Хоманс Дж. Человеческая группа. – Москва: Издательство ЛКИ, 2007. – 367 с.

17. Пиаже Ж. Психология интеллекта. – Москва: Прогресс, 1969. – 452 с.

18. Galskova N.D., Gеz N.I. Thеory of Tеaching Forеign Languagеs: Didactics and Mеthods. – Moscow: Acadеmy, 2006. – 336 p.

19. Mavlonova R., Хoliyorov A. Pеdagogik muloqot asoslari. – Toshkеnt: Fan va tехnologiya, 2010.– 240 b.

20. Хожиев А.Л. Талаба ва ўқитувчи ўртасидаги педагогик мулоқот. – Тошкент: Ўқитувчи, 1998. – 144 б.

Загрузки

Прислана

2025-03-15

Опубликован

2025-03-17

Как цитировать

Еватов, С. (2025). РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА ОСНОВЕ ОРГАНИЗАЦИИ КОЛЛЕКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Ижтимоий-гуманитар фанларнинг долзарб муаммолари Актуальные проблемы социально-гуманитарных наук Actual Problems of Humanities and Social Sciences., 5(3), 566–572. https://doi.org/10.47390/SPR1342V5I3Y2025N85