РАЗВИТИЕ МИСТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ В СРЕДНЕЙ АЗИИ: НАСЛЕДИЕ IX-XII ВЕКА
DOI:
https://doi.org/10.47390/SPR1342V5I4Y2025N31Ключевые слова:
мистика, философия, общество, религиозно-философское учение, мистическое учение, мистическое мышление.Аннотация
Мистика является неотъемлемой частью религиозной культуры народов Востока. Наблюдая за исследованиями становления суфизма в Средней Азии, во-первых, исследователи в разных странах мира высказывали разные мнения об истории, становлении и развитии суфийского учения, а также об идеях, которые в нем выдвигались, опираясь в основном на приоритетные в своих кругах взгляды на суфизм. Во-вторых, суфизм в Центральной Азии изучался как составная часть суфизма других регионов, в частности Хорасана. В-третьих, мы можем наблюдать, что центральноазиатский мистицизм стал изучаться в основном со времен сектантов XII века. В данной статье основное внимание уделяется обзору исследований формирования мистико-философских идей в Центральной Азии в IX-XII веках, наряду со средневековыми источниками по этой теме уделяется большое место научным исследованиям, проведенным в XX - XXI веках восточными и западными исследователями.
Библиографические ссылки
1. Sh.M.Mirziyoyev. Yangi O‘zbekiston taraqqiyot strategiyasi. To‘ldirilgan ikkinchi nashri. – Toshkent, “O‘zbekiston” nashriyoti, 2023. -B.275
2. Kоmilоv N., Yoqubоv А. Mаrkаziy Оsiyo хаlqlаri tаfаkkuri rivоjidа tаsаvvufning tutgаn o‘rni (X-XV аsrlаr). –Tоshkеnt: Аkаdеmiya, 2005. –B.4.
3. Uvаtоv U. Аl Hаkim аt-Tеrmiziy. O‘zbеkistоn – buyuk аllоmаlаr yurti. Imоm Buхоriy хаlqаrо mаrkаzi. tuzuvchi vа nаshrgа tаyyorlоvchi Ubаydullо Uvаtоv. – Tоshkеnt: Mа’nаviyat, 2010. –B. 58-69.
4. Усманов И. Ҳаким Тирмизи [Текст]. И.Усманов, М.Зуфарова; Ответственный редактор Шейх А.Мансур: Ташкентский исламский университет, Научно-исследовательский центр исломоведения, Управление Мусульман Узбекистана. –Ташкент, “Movorounnahr” 2016. – С.19-20.
5. Коmilov N. Коmillik tariqati. Таfakkur-1998. -№1.
6. Evatov, S. S. (2024). MARKAZIY OSIYODA TASAVVUFIY-FALSAFIY TAʼLIMOTLAR VUJUDGA KELISHINING TARIXIY-MADANIY ASOSLARI. Central Asian Journal of Multidisciplinary Research and Management Studies, 1(10), 79-84.
7. Ганиев, Б. С., & Эватов, С. С. (2020). ЗНАЧЕНИЕ И РОЛЬ ИСЛАМСКО-ТЕОРЕТИЧЕСКОГО (СУФИЙСКОГО) УЧЕНИЯ НАКШБАНДИЯ В ДУХОВНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОМ ВОСПИТАНИИ МОЛОДЕЖИ. In I Международный форум" Богословское наследие мусульман России" (pp. 253-256).
8. EVATOV, S. (2024). ISLOM ILOHIYOTSHUNOSLIGI VA UNING HUQUQIY TIZIMI. Молодые ученые, 2(19), 55-57.