ЧЕЛОВЕК И ИСКУССТВО В УЧЕНИИ АРТУРА ШОПЕНГАУЭРА ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ЭСТЕТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

Авторы

  • Sardor Sadullayev

DOI:

https://doi.org/10.47390/SPR1342V5I6Y2025N33

Ключевые слова:

«Мир как воля и представление», эстетическое восприятие, искусство, воля, очищение, страдание.

Аннотация

Переход в эстетическую сферу всегда связан с темами чистого наслаждения. Потому что идеи всех вещей становятся предметом эстетической оценки. Этому в точности соответствуют ценности, воплощенные в произведениях искусства, которые требуют эстетического созерцания. Произведения искусства создаются гениями, обладающими полным интеллектуальным потенциалом. Поэтому они могут легко переходить из мира вещей в мир идей. Они способны воплощать результаты созерцания в формы, которые могут быть восприняты другими. Поскольку произведения искусства выражают те или иные идеи, мир идей имеет иерархическую, ступенчатую структуру. Согласно рассуждениям Артура Шопенгауэра, различные произведения искусства можно сравнивать друг с другом.

Библиографические ссылки

1. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. - Т.1. – Минск: Попурри, 1998.

2. Асмус В.Ф. История философии. – М.: АН СССР, 1957–1961.

3. Гусейнов А. А., Скрипник А. Пессимистический гуманизм Артура Шопенгауэра // Шопенгауэр А. Свобода воли и нравственность. - М., 1992.

4. Косслер М. Эмпирический и интеллигибельный характер: от Канта через Фриза и Шеллинга к Шопенгауэру. // Кантовский сборник 2009, №2 (30).

5. Чанышев А.А. Этика Шопенгауэра. Критический анализ. - М., 1986.

6. Троцак А.И. Историко-философское исследование оснований этики в системах И. Канта и А. Шопенгауэра: диссертация на соискание степени кандидата философских наук: 09.00.03. - Калининград, 2009.

7. Саттар, А.С. Ранняя рецепция философии Артура Шопенгауэра (1 часть) // Вестник РУДН. Серия «Философия». 2015. № 3.

8. Мотрошилова Н.В. Рождение и развитие философских идей. – М.: Политиздат, 1991.

9. Щедрина Т.Г. Иррационализм в философии XIX века. – М.: МГУ, 2003.

10. Быховский Б. Э. Шопенгауэр. - М.: Мысль,1975.

11. Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. - М., 2001.

12. Фишер К. Артур Шопенгауэр. - СПб., 1999.

13. Фолькельт И. Артур Шопенгауэр, его личность и учение. - СПб., 1902.

14. Чупров А.С. Родовая сущность человека в философии Шопенгауэра и Фейербаха. - Екатеринбург, 1995.

15. Абдулла Шер. Эстетика. Ўқув қўлланма. Тошкент: Шарқ, 2007.

16. Шопенгауэр А. Введение в филосифию. Новые паралипомены. Об интересном. -Минск: Попурри, 2000.

17. Schopenhauer A. Gesprache. Hrsg. v. A. Hybscher. - Stuttgart, 1971.

18. Schopenhauer A. Der handschriftliche Nachlass. Hrsg. v. A. Hybscher. Bd. 1–5. - Frankfurt a. M., 1966–1975.

19. Шопенгауэр А. Сочинения в 6 тт. М., 1999–2001. Пер. Ю.И.Айхенвальда, Н.В.Самсонова, С.И.Ершова, М.М.Рубинштейна и др. Под. ред. А.А.Чанышева.

20. Schopenhauer A. Samtliche Werke. Hrsg. v. P. Deussen u. a. Bd. 1-16. -Mynchen, 1911-1942.

21. Schopenhauer A. Gesammelte Briefe. Hrsg. v. A. Hуbscher. 2 Aufl. - Bonn, 1987.

22. Шопенгауэр А. Парерга и Паралипомена // Поли. собр. соч. - М., 1903-1910.

Загрузки

Прислана

2025-06-12

Опубликован

2025-06-16

Как цитировать

Sadullayev, S. (2025). ЧЕЛОВЕК И ИСКУССТВО В УЧЕНИИ АРТУРА ШОПЕНГАУЭРА ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ЭСТЕТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ. Ижтимоий-гуманитар фанларнинг долзарб муаммолари Актуальные проблемы социально-гуманитарных наук Actual Problems of Humanities and Social Sciences., 5(6), 208–215. https://doi.org/10.47390/SPR1342V5I6Y2025N33