ЛЕКСИЧЕСКИЕ ЕДИНИЦЫ КАК СРЕДСТВА СОЗДАНИЯ ОБРАЗОВ И СИМВОЛОВ В УЗБЕКСКОМ И АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКАХ

Авторы

  • Rayhon Joʻraqulova

DOI:

https://doi.org/10.47390/SPR1342V5SI5Y2025N32

Ключевые слова:

лексические единицы, образ, символ, метафора, фразеологизмы, семантика, культурное мышление, стилистика, переводческие трудности, английский язык, узбекский язык, символическое значение, языковые средства, национальная идентичность

Аннотация

В данной статье рассматривается роль лексических единиц в создании образов и символов в узбекском и английском языках. Язык выступает не только как средство общения, но и как мощный инструмент выражения культурных и духовных ценностей через образность и символику. В исследовании анализируется использование метафор, метонимий, фразеологических оборотов и символических выражений, формирующих семантическую глубину высказываний. Особое внимание уделяется сравнительному анализу культурно-языковых особенностей узбекского и английского языков, определяющих специфику создания образов. Также рассматриваются трудности перевода, связанные с семантическими потерями и интерпретацией символических значений. Цель статьи — выявить функциональные возможности лексических средств, раскрыть их роль в отражении национальной идентичности через языковую образность. Сравнительный подход позволяет подчеркнуть выразительное богатство и разнообразие обоих языков, способствуя лучшему пониманию межкультурной коммуникации.

Библиографические ссылки

1.Lakoff, G., Johnson, M. (2003). Metaphors We Live By. University of Chicago Press.

https://press.uchicago.edu/ucp/books/book/chicago/M/bo3637995.html

2. Cruse, D. A. (2011). Meaning in Language: An Introduction to Semantics and Pragmatics. Oxford University Press.

https://global.oup.com/academic/product/meaning-in-language-9780199559466

3. Abdullayeva, G. (2015). Frazeologizmlarning milliy va umuminsoniy xususiyatlari. Toshkent: Muharrir.

4. Mamajonov, A. (2007). O‘zbek tilining leksikologiyasi. Toshkent: Fan.

5. Kussmaul, P. (1995). Training the Translator. John Benjamins Publishing.

https://benjamins.com/catalog/btl.1

6. Yusupov, U. (2009). Tarjimashunoslik va interferensiya masalalari. Toshkent: Fan.

7. Crystal, D. (2010). The Cambridge Encyclopedia of Language. Cambridge University Press.

https://www.cambridge.org/core/books/cambridge-encyclopedia-of-language/9935BAA50301EAD9CB3AD973E17844DE

8. Halliday, M. A. K., Matthiessen, C. M. I. M. (2014). An Introduction to Functional Grammar. Routledge.

https://www.routledge.com/An-Introduction-to-Functional-Grammar/Halliday-Matthiessen/p/book/9781444168871

9. Lakoff, G., & Johnson, M. Metaphors We Live By. — University of Chicago Press, 2003

https://press.uchicago.edu/ucp/books/book/chicago/M/bo3637995.html

10. Cruse, D. A. Meaning in Language: An Introduction to Semantics and Pragmatics. — Oxford University Press, 2011. https://global.oup.com/academic/product/meaning-in-language-9780199559466

11. Halliday, M. A. K., & Matthiessen, C. M. I. M. An Introduction to Functional Grammar. — Routledge, 2014.

https://www.routledge.com/An-Introduction-to-Functional-Grammar/Halliday-Matthiessen/p/book/9781444168871

12. Kussmaul, P. Training the Translator. — John Benjamins Publishing, 1995.

https://benjamins.com/catalog/btl.1

13. Crystal, D. The Cambridge Encyclopedia of Language. — Cambridge University Press, 2010.

https://www.cambridge.org/core/books/cambridge-encyclopedia-of-language/9935BAA50301EAD9CB3AD973E17844DE

14. Mamazhonov, A.O‘zbek tilining leksikologiyasi. — Toshkent: Fan, 2007.

https://n.ziyonet.uz

15.Abdullayeva, G.Frazeologizmlarning milliy va umuminsoniy xususiyatlari. — Toshkent: Muharrir, 2015. https://ziyonet.uz

16. Yusupov, U. Tarjimashunoslik va interferensiya masalalari. — Toshkent: Fan, 2009. https://ziyonet.uz

Загрузки

Прислана

2025-06-25

Опубликован

2025-06-28

Как цитировать

Joʻraqulova, R. (2025). ЛЕКСИЧЕСКИЕ ЕДИНИЦЫ КАК СРЕДСТВА СОЗДАНИЯ ОБРАЗОВ И СИМВОЛОВ В УЗБЕКСКОМ И АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКАХ. Ижтимоий-гуманитар фанларнинг долзарб муаммолари Актуальные проблемы социально-гуманитарных наук Actual Problems of Humanities and Social Sciences., 5(S/5), 187–190. https://doi.org/10.47390/SPR1342V5SI5Y2025N32