ГРАММАТИЧЕСКИЕ НАРУШЕНИЯ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ: ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ И НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГРАММАТИЧЕСКОЙ ДИЗГРАФИИ
DOI:
https://doi.org/10.47390/SPR1342V5I10Y2025N56Ключевые слова:
аграмматическая дисграфия, нарушение письма, афазия Брока, морфологические ошибки, синтаксическая структура, логопедия, нейропсихология, диагностика, коррекцияАннотация
В данной статье рассмотрены лингвистические, психолингвистические и нейропсихологические аспекты аграмматической дисграфии. Описаны общие признаки дисграфии, а также особенности аграмматической формы, проявляющейся в ошибках грамматического строя, морфологических и синтаксических нарушениях. Проанализированы примеры письменной речи пациентов с афазией Брока. Также рассмотрены методы диагностики и коррекции, а логопедические подходы освещены с практической точки зрения. Результаты исследования служат важной научной и прикладной основой для выявления и исправления нарушений письменной речи.
Библиографические ссылки
1. Luria, A. R. Higher Cortical Functions in Man. New York: Basic Books, 1973.
2. Graham, N. L. Dysgraphia in primary progressive aphasia. Taylor & Francis Online, 2014.
3. Miceli, G. Cognitive analysis of a case of pure dysgraphia. ScienceDirect, 1985.
4. Rapp, B., & Beeson, P. Dysgraphia: Cognitive processes, remediation, and neural substrates. Aphasiology, 2003.
5. Thompson, C. K., & Shapiro, L. P. Complexity in Treatment of Syntactic Deficits. American Journal of Speech-Language Pathology, 2007.
6. McCarthy, R. The relative impairment of verb retrieval and comprehension. ScienceDirect, 1985.
7. Tee, B. L. Dysgraphia Phenotypes in Native Chinese Speakers With Nonfluent/Agrammatic Primary Progressive Aphasia. PMC, 2022.
8. Thiel, L. A review of the writing therapy literature. Sheffield Hallam University Repository, 2014.
9. Kalenjuk, E. A scoping review to map research on children with dysgraphia. Taylor & Francis Online, 2022.
10. Plaut. D. C. McClelland, 1. D., Seulenberg. M. S. & Patterson, K. (1996). Understanding normal and impaired word reading: Computational principles in quasi-regular domains. Psychological Review, 103, 56-115.
11. Posteraro, L. Zinelli, P. & Mazzacchi, A. (1988). Selective impairment of the graphemic buffer in acquired dysgraphia: A case study. Bram and Language. 35. 274-286.
12. Pound, C. (1996), Writing remediation using preserved oral spelling: A case for separate output buffers Aphasiology, 111. 283-296.