ПОЭТИКО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: ПСИХОЛОГИЯ ВОЗРАСТА, ДИДАКТИКА, АКСИОЛОГИЯ

Авторы

  • Shiyrin Ayimbetova

DOI:

https://doi.org/10.47390/SPR1342V5SI9Y2025N60

Ключевые слова:

детская литература; поэтические особенности; функциональный подход; психология возраста; дидактика; аксиология; эмоциональная вовлечённость; воспитание ценностей; сравнительный анализ.

Аннотация

Статья исследует поэтико-функциональную природу детской литературы в разрезе психологии возраста, дидактики и аксиологии. Используется сравнительно-литературный подход; сопоставляются примеры из узбекской, мировой и литературы стран СНГ для читателей-детей. Результаты показывают, что художественность (ритм, образность, персонификация), эмоциональное воздействие (смех, удивление, «безопасный» опыт страха), возрастная адекватность речи и композиции, а также обучающе-воспитательный слой (пошаговое «сценарное» усвоение знаний) составляют ядро детских текстов. Аксиологические функции – усвоение гуманизма, честности, смелости и эмпатии через эстетику – обеспечивают устойчивую социальную значимость произведений. Для авторов предлагается баланс формы и содержания, соответствие языка и сюжета возрасту, осторожная интеграция мультимодальных (цифровых) средств. Для учебных программ эффективны межкультурные сопоставления одной темы и связка литературного чтения с развитием эмоциональной грамотности. Намечены перспективы изучения нейропсихологии чтения применительно к детским текстам.

Библиографические ссылки

1. Oʻzbek bolalar adabiyoti va adabiy jarayon, T., 1989

2. Ippolitov, S. S. (2003). «Гржебин Зиновий Исаевич (1877 1929)» [Grzhebin Zinovii Isaevich (1877 1929)]. Новый Исторический Вестник (in Russian) (9). The New Historical Bulletin: 143–166.

3. OʻzME. Birinchi jild. Toshkent, 2000-yil

4. https://www.pedagogy4change.org/astrid-lindgren-pedagogy/

5. https://www.historyhit.com/culture/hans-christian-andersen-key-fairy-tales/

Загрузки

Прислана

2025-10-22

Опубликован

2025-10-25

Как цитировать

Ayimbetova, S. (2025). ПОЭТИКО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: ПСИХОЛОГИЯ ВОЗРАСТА, ДИДАКТИКА, АКСИОЛОГИЯ. Ижтимоий-гуманитар фанларнинг долзарб муаммолари Актуальные проблемы социально-гуманитарных наук Actual Problems of Humanities and Social Sciences., 5(S/9), 365–371. https://doi.org/10.47390/SPR1342V5SI9Y2025N60