ПОЭТИКО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: ПСИХОЛОГИЯ ВОЗРАСТА, ДИДАКТИКА, АКСИОЛОГИЯ
DOI:
https://doi.org/10.47390/SPR1342V5SI9Y2025N60Ключевые слова:
детская литература; поэтические особенности; функциональный подход; психология возраста; дидактика; аксиология; эмоциональная вовлечённость; воспитание ценностей; сравнительный анализ.Аннотация
Статья исследует поэтико-функциональную природу детской литературы в разрезе психологии возраста, дидактики и аксиологии. Используется сравнительно-литературный подход; сопоставляются примеры из узбекской, мировой и литературы стран СНГ для читателей-детей. Результаты показывают, что художественность (ритм, образность, персонификация), эмоциональное воздействие (смех, удивление, «безопасный» опыт страха), возрастная адекватность речи и композиции, а также обучающе-воспитательный слой (пошаговое «сценарное» усвоение знаний) составляют ядро детских текстов. Аксиологические функции – усвоение гуманизма, честности, смелости и эмпатии через эстетику – обеспечивают устойчивую социальную значимость произведений. Для авторов предлагается баланс формы и содержания, соответствие языка и сюжета возрасту, осторожная интеграция мультимодальных (цифровых) средств. Для учебных программ эффективны межкультурные сопоставления одной темы и связка литературного чтения с развитием эмоциональной грамотности. Намечены перспективы изучения нейропсихологии чтения применительно к детским текстам.
Библиографические ссылки
1. Oʻzbek bolalar adabiyoti va adabiy jarayon, T., 1989
2. Ippolitov, S. S. (2003). «Гржебин Зиновий Исаевич (1877 1929)» [Grzhebin Zinovii Isaevich (1877 1929)]. Новый Исторический Вестник (in Russian) (9). The New Historical Bulletin: 143–166.
3. OʻzME. Birinchi jild. Toshkent, 2000-yil
4. https://www.pedagogy4change.org/astrid-lindgren-pedagogy/
5. https://www.historyhit.com/culture/hans-christian-andersen-key-fairy-tales/





