ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ENTRUSTABLE PROFESSIONAL ACTIVITIES (EPA) В ПРЕПОДАВАНИИ АНЕСТЕЗИОЛОГИИ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ

Авторы

  • Oybek Ismailov

DOI:

https://doi.org/10.47390/SPR1342V5SI10Y2025N67

Ключевые слова:

Entrustable Professional Activities, компетентностный подход, анестезиология, медицинское образование, симуляционное обучение, клинические компетенции, профессиональная ответственность, рефлексия.

Аннотация

В статье подробно рассматриваются теоретические и практические аспекты внедрения технологии Entrustable Professional Activities (EPA) в процессе преподавания дисциплины «Анестезиология и реаниматология». Современная система медицинского образования переходит на компетентностно-ориентированный подход, где ключевым элементом является формирование у студентов клинического мышления, ответственности и готовности к самостоятельной профессиональной деятельности.

Технология EPA обеспечивает целостную модель оценки уровня профессиональной компетенции, позволяя преподавателям и студентам объективно определять степень готовности к выполнению конкретных клинических задач. В статье приведены этапы интеграции EPA в учебный процесс, методы симуляционного обучения, система индикаторов доверия и критерии оценки самостоятельности студентов. Особое внимание уделено преимуществам EPA при формировании навыков принятия решений, командной работы и клинической рефлексии.

Результаты исследования подтверждают, что применение EPA способствует значительному повышению эффективности практической подготовки студентов и формированию устойчивых профессиональных компетенций.

Библиографические ссылки

1. Ten Cate, O. (2005). Entrustability of professional activities and competency-based training. Medical Education, 39(12), 1176–1177.

2. Ten Cate, O., & Scheele, F. (2007). Competency-based postgraduate training: Can we bridge the gap between theory and clinical practice? Academic Medicine, 82(6), 542–547.

3. Ten Cate, O. (2013). Nuts and bolts of entrustable professional activities. Journal of Graduate Medical Education, 5(1), 157–158.

4. Chen, H. C., van den Broek, W. E., & Ten Cate, O. (2015). The case for use of entrustable professional activities in undergraduate medical education. Academic Medicine, 90(4), 431–436.

5. Carraccio, C., Englander, R., Van Melle, E., & ten Cate, O. (2016). Advancing competency-based medical education: A charter for clinician-educators. Academic Medicine, 91(5), 645–649.

6. Bienstock, J. L., Katz, N. T., Cox, S. M., Hueppchen, N. A., Erickson, S., & Puscheck, E. E. (2014). To the point: Using EPAs in graduate medical education to assess readiness for independent practice. Medical Teacher, 36(10), 887–895.

7. Holmboe, E. S., Sherbino, J., Long, D. M., Swing, S. R., & Frank, J. R. (2010). The role of assessment in competency-based medical education. Medical Teacher, 32(8), 676–682.

8. Englander, R., Frank, J. R., Carraccio, C., et al. (2017). Toward a shared language for competency frameworks. Medical Teacher, 39(6), 582–587.

9. World Health Organization (2023). Competency-based medical education: Global framework for implementation. Geneva: WHO.

10. Tariq, R. A., & Siddiqui, S. (2020). Implementation of competency-based medical education in anesthesia training. Journal of Anesthesiology and Critical Care, 12(3), 122–128.

11. Shah, N., & Aggarwal, A. (2022). Integrating simulation-based education with EPA framework in anesthesia training. Indian Journal of Clinical Anesthesia, 9(2), 110–116.

12. Uzbekova, D. Sh. (2023). Tibbiy ta’limda innovatsion texnologiyalarni qo‘llashning samaradorligi. Tibbiy ta’lim jurnali, №2, 44–49.

13. Rakhimova, N. (2024). Klinik kompetensiyani baholashda EPA texnologiyasi. Oliy ta’limda innovatsiyalar, №3, 55–62.

14. Saidov, B. M., & Rasulov, I. N. (2023). Anesteziologiya fanida simulyatsion o‘qitishning samaradorligini oshirish yo‘llari. O‘zbekiston tibbiy ta’limi jurnali, №4, 33–40.

15. Ten Cate, O., & Taylor, D. R. (2021). The recommended description of entrustable professional activities: Practical guidance and examples. Medical Teacher, 43(10), 1106–1112.

Прислана

2025-12-01

Опубликован

2025-12-01

Как цитировать

Ismailov, O. (2025). ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ENTRUSTABLE PROFESSIONAL ACTIVITIES (EPA) В ПРЕПОДАВАНИИ АНЕСТЕЗИОЛОГИИ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ. Ижтимоий-гуманитар фанларнинг долзарб муаммолари Актуальные проблемы социально-гуманитарных наук Actual Problems of Humanities and Social Sciences., 5(S/10), 439–445. https://doi.org/10.47390/SPR1342V5SI10Y2025N67