НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ МЕХАНИЗМОВ РЕФЛЕКСИИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Авторы

  • Guldora Mustayeva
  • Guliston Mustayeva

DOI:

https://doi.org/10.47390/SPR1342V5I5Y2025N82

Ключевые слова:

педагогическая рефлексия, рефлексивный подход, профессиональный рост, персонализированное обучение, наставническая позиция, педагогическая компетентность, рефлексивная культура, саморазвитие, самооценка, позиционное сознание, рефлексивная деятельность, качество образования

Аннотация

В данной статье освещаются научные основы механизмов рефлексии в педагогической деятельности. Рефлексия интерпретируется как педагогический подход, направленный на совершенствование профессиональной деятельности через осознанный анализ со стороны учителя. В современной системе образования рефлексивность рассматривается не только как центральный элемент компетентности педагога, но и как ключевой фактор повышения качества образования. В статье анализируются основные формы рефлексии, её значение на институциональном уровне, интеграция с технологическими подходами, а также её роль в формировании двусторонней коммуникации между учителем и учеником. 

Библиографические ссылки

1. Сдобняков В. В., Игнатьева Г. А., Тулупова О. В., Соткина С. А., Моисеенко А. В. Сетевой проект подготовки наставников по развитию. Практико-ориентированная монография. Нижний Новгород: Мининский университет, 2022. 64 с.

2. Isaev E. I., Slobodchikov V. I. Fundamentals of psychological anthropology. Human psychology: an introduction to the psychology of subjectivity: textbook for students of higher pedagogical educational institutions. Moscow, Shkola-press Publ., 1995. 383 p.

3. Громыко Ю. В. Персонализация в образовании: инициирующее образование, подъем сознания и личностный рост, Л. С. Выготский – П. А. Флоренский: несостоявшийся диалог. Приглашение к диалогу. Москва, 2007. С. 52-97.

4. Сдобняков В. В. Федеральный научно-методический центр как региональная институция формирования персональной траектории профессионального развития педагога, Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2021. No 12-3 (63). С. 205- 209.

5. Газман О. С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию XXI века Новые ценности образования. 1996. Вып. 6. С. 10-37

Загрузки

Прислана

2025-05-09

Опубликован

2025-05-10

Как цитировать

Mustayeva, G., & Mustayeva, G. (2025). НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ МЕХАНИЗМОВ РЕФЛЕКСИИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Ижтимоий-гуманитар фанларнинг долзарб муаммолари Актуальные проблемы социально-гуманитарных наук Actual Problems of Humanities and Social Sciences., 5(5), 509–514. https://doi.org/10.47390/SPR1342V5I5Y2025N82