НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ МЕХАНИЗМОВ РЕФЛЕКСИИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
DOI:
https://doi.org/10.47390/SPR1342V5I5Y2025N82Ключевые слова:
педагогическая рефлексия, рефлексивный подход, профессиональный рост, персонализированное обучение, наставническая позиция, педагогическая компетентность, рефлексивная культура, саморазвитие, самооценка, позиционное сознание, рефлексивная деятельность, качество образованияАннотация
В данной статье освещаются научные основы механизмов рефлексии в педагогической деятельности. Рефлексия интерпретируется как педагогический подход, направленный на совершенствование профессиональной деятельности через осознанный анализ со стороны учителя. В современной системе образования рефлексивность рассматривается не только как центральный элемент компетентности педагога, но и как ключевой фактор повышения качества образования. В статье анализируются основные формы рефлексии, её значение на институциональном уровне, интеграция с технологическими подходами, а также её роль в формировании двусторонней коммуникации между учителем и учеником.
Библиографические ссылки
1. Сдобняков В. В., Игнатьева Г. А., Тулупова О. В., Соткина С. А., Моисеенко А. В. Сетевой проект подготовки наставников по развитию. Практико-ориентированная монография. Нижний Новгород: Мининский университет, 2022. 64 с.
2. Isaev E. I., Slobodchikov V. I. Fundamentals of psychological anthropology. Human psychology: an introduction to the psychology of subjectivity: textbook for students of higher pedagogical educational institutions. Moscow, Shkola-press Publ., 1995. 383 p.
3. Громыко Ю. В. Персонализация в образовании: инициирующее образование, подъем сознания и личностный рост, Л. С. Выготский – П. А. Флоренский: несостоявшийся диалог. Приглашение к диалогу. Москва, 2007. С. 52-97.
4. Сдобняков В. В. Федеральный научно-методический центр как региональная институция формирования персональной траектории профессионального развития педагога, Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2021. No 12-3 (63). С. 205- 209.
5. Газман О. С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию XXI века Новые ценности образования. 1996. Вып. 6. С. 10-37