СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В МНОГОНАЦИОНАЛЬНЫХ ШКОЛАХ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ
DOI:
https://doi.org/10.47390/SPR1342V5I5Y2025N88Ключевые слова:
межкультурная компетенция, многонациональная школа, толерантность, коммуникация, образование.Аннотация
В статье рассматриваются актуальность и необходимость формирования межкультурной компетенции в многонациональных школах. Анализируются педагогические и организационные стратегии формирования толерантности, коммуникативной культуры и культурного диалога у учащихся. Представлены проблемы в условиях Узбекистана и рекомендации на основе зарубежного опыта.
Библиографические ссылки
1. Deardorff, D.K. (2006). The Identification and Assessment of Intercultural Competence. Journal of Studies in International Education, 10(3), 241–266.
2. Banks, J.A. (2008). An Introduction to Multicultural Education. Pearson Education, Boston.
3. UNESCO (2021). Intercultural Competences: Conceptual and Operational Framework. Paris: United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization.
4. О‘zbekiston Respublikasi Xalq ta’limi vazirligi (2022). Tolerantlik va fuqarolik tarbiyasi bo‘yicha milliy dastur. Toshkent.
5. Gay, G. (2010). Culturally Responsive Teaching: Theory, Research, and Practice. Teachers College Press.
6. Byram, M. (1997). Teaching and Assessing Intercultural Communicative Competence. Multilingual Matters, Clevedon.
7. Nieto, S. (2010). Language, Culture, and Teaching: Critical Perspectives for a New Century. Routledge.
8. OECD (2018). Preparing Our Youth for an Inclusive and Sustainable World: The OECD PISA Global Competence Framework. Paris: OECD Publishing.
9. Liddicoat, A.J. & Scarino, A. (2013). Intercultural Language Teaching and Learning. Wiley-Blackwell.
10. Халқаро таълим ассоциацияси (2020). Кўп миллатли мактабларда фаолият юритиш бўйича услубий қўлланма. Тошкент: IES Uzbekistan.