РАЗВИТИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ В ЦИФРОВОЙ СРЕДЕ ОБУЧЕНИЯ
DOI:
https://doi.org/10.47390/SPR1342V5SI8Y2025N16Ключевые слова:
цифровое образование, технологическая компетентность, инженерное образование, виртуальная лаборатория, интерактивное обучение.Аннотация
Целью данной статьи является исследование влияния цифровых образовательных сред на технологическую компетентность будущих инженеров и выявление путей её эффективного развития. Исследование проводилось с использованием смешанных методов. Для количественного анализа было проведено анкетирование 450 студентов инженерных специальностей, а для качественного анализа – глубинные интервью с 24 профессорами и преподавателями и 36 студентами. Для оценки уровня цифровой компетентности была разработана специальная тестовая система. Согласно результатам исследования, технологическая компетентность студентов, обучающихся в цифровой образовательной среде, на 34% выше, чем у их сверстников, обучающихся традиционным способом. Наиболее эффективными инструментами оказались интерактивные симуляторы (89%), виртуальные лаборатории (85%) и элементы геймификации (78%).
Библиографические ссылки
1. Chen, L., Wang, M., & Zhang, Y. (2020). Gamification in engineering education: A systematic review. Computers & Education, 158, 104-118.
2. Clark, R. C., & Mayer, R. E. (2016). E-learning and the science of instruction. John Wiley & Sons.
3. Ferrari, A. (2012). Digital competence in practice: An analysis of frameworks. European Commission Joint Research Centre.
4. Johnson, R., & Smith, A. (2019). Virtual laboratories in engineering education: Effectiveness and student perceptions. Journal of Engineering Education, 108(2), 234-251.
5. Kennedy, D., Morrison, J., & Lee, S. (2015). Blended learning approaches in higher education: A comparative study. Educational Technology Research, 42(3), 45-62.
6. O'zbekiston Respublikasi Prezidenti Farmoni. (2017). "Ta'lim tizimini yanada rivojlantirish chora-tadbirlari to'g'risida". PF-4947-son.
7. Siemens, G. (2005). Connectivism: A learning theory for the digital age. International Journal of Instructional Technology, 2(1), 3-10.
8. UNESCO. (2018). ICT competency framework for teachers. UNESCO Publishing.
9. Vazirlar Mahkamasi qarori. (2019). "Raqamli iqtisodiyotni rivojlantirish bo'yicha kompleks chora-tadbirlar dasturi". 423-son.
10. Jahon Iqtisodiy Forumi. (2020). The Future of Jobs Report 2020. Geneva: World Economic Forum.