МИСТИЧЕСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ АБУ АЛИ ИБН СИНО: НА ПРИМЕРЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ «ТАБИРИ МАНДИЛЬ»
DOI:
https://doi.org/10.47390/SPR1342V5I10Y2025N32Ключевые слова:
Тасаввуф, доброта, истина, эстетика, человек, «Мировая мудрость», «Тадбири Манзил», внутреняя красита, иерархия, любовь, мудрость, внутренний мир, душа, божественная субстанция.Аннотация
По мнению Ибн Сины, жизнь человека, наделенного этими качествами, будет хорошей и полезной. Эти качества служат основой куша и мудрости, а вместе с прекрасным воспитанием, благородным настроением и умениями являются источником красоты, обаяния и грации. Этот великий гимн, посвященный человеческой красоте, находит особое выражение в произведении Ибн Сины «Мировая мудрость» («Тадбири Манзил»). По мнению Ибн Сины, внутренни духовный мир (ботин) человека, его красота исходят непосредственно из его интеллектуальной и нравственной природы. Круг всех добродетелей венчает сам разум, разум и чувства, благодаря которым человек становится совершеннейшим и высшим созданием природы. Следующие его слова, посвященные описанию внешней и внутренней красоты человека, представляют собой сумму всех его эстетических оценок. Всемогущий Бог, - говорит ученый, - дал человечеству свои добрые качества, благодаря которым место человека во вселенной по сравнению со множеством его творений стало выше и предпочтительнее. Благодаря этой привилегии человек стал самым совершенным из созданий природы по своей сущности и самым гармоничным из существ по своему телу, стал самым прекрасным существом. Описание места человека в иерархии существования, а также физической и внешней природы человека определяется как наиболее яркая и славная оценка человека во всей средневековой философской мысли Востока.
Библиографические ссылки
1. Ибн-Сино. Тадбири манзил. ( Домоводство). Избр. произ. - Соч. Т.Н. С. 13.
2. Ибн Сино. Хикмати машрикия. - С. 100
3. Ибн Сина. Трактат о любви. / перев.: Серебряков С. Б. Трактат Ибн Сины о любви. - С 48.
4. D. Gutas. Avicenna and the Aristotelen tradition, LEIDEN-BOSTON. 2014.-P.616. ;
5. Шамсутдинова Н.К. Метафизика контекстида Абу Али Ибн Синонинг тасаввуфий қарашлари.// Imom Buxoriy saboqlari. Ma’naviy-ma’rifiy, ilmiy adabiy jurnal // Samarqand. 2023-№4. B. 128-129.
6. Шамсутдинова Н.К. Абу Али Ибн Сино тасаввуфий қарашларинингиррационал моҳияти.// Journal of central Asian renaissance // https://www.tadqiqot.uz/index.php/renaissance/article/view/8419/801
7. Mahdi M. Islamic philosophy: the Eastern and Western schools. - "Cultures". - Paris, 1978, Vol 4, №1.
8. Safarova, N. O. Philosophy of the algorithm of Abu Raikhan Beruniy.// Theoretical & Applied Science. 12(104) 2021.- Pages 419-421. https://dx.doi.org/10.15863/TAS.2021.12.104.28
9. Bown H. Avicenna and the christian philosophers in Baghdad— in: Islamica philosophy and classical tradition. Colombia. 1973.P. 247.; Morewedge P. Ibn SIna's concept of the Self.— «Philosophical forum». Boston, 1973, vol. 4, N 1.volume 4, issue 2. 2023. P. 47-54.
10. Morewedge P. The logic of emanationism and sufism in the philosophy of Ibn SIna (Avicenna). — «Journal of the American Oriental society». Baltimore, 1971, vol. 91, N 4; 1972, vol. 92, N1.
11. Turdiyev, B. S. (2021). Cultural and educational development of society in the scientific heritage of world philosophers. Academic research in educational sciences, 2(4), 443-451.
12. Turdiyev, B. S., & Wekke, I. S. (2024). Illuminating the Legacy of Al-Farabi, Ibn Sina, and Al-Biruni: Exploring Political and Legal Philosophies in Transoxiana. Asian Journal of Basic Science & Research, 6(2), 159-166.