ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ НОРМЫ НАСЕЛЕНИЯ В ПОТРЕБИТЕЛЬСКОМ ОБЩЕСТВЕ
DOI:
https://doi.org/10.47390/SPR1342V5I10Y2025N37Ключевые слова:
потребительское общество, норма потребления, постиндустриальное общество, товары и услуги, христианская и мусульманская потребительская этика, бережливость, доходы и рациональные расходы.Аннотация
В статье осуществлён теоретический анализ трансформации потребительских настроений и ориентиров населения в потребительском обществе с социологической, экономической и психологической точек зрения. Развитие общества вследствие индустриализации и беспрецедентного роста производства приводит к обострению конкуренции предприятий в сфере сбыта продукции. Данная ситуация порождает в социально-экономической жизни необходимость соответствующего управления процессом развития потребительского общества, а также потребность в ценностной оценке норм потребления населения. В процессе становления потребительского общества также усиливаются манипуляции производителей с целью стимулирования покупательского поведения различными методами. В результате в поведении и настроениях населения формируются своеобразные потребительские привычки: прогулки по рынкам и торговым центрам, рассматривание и приобретение товаров. В зарубежной научной литературе определения и интерпретации потребительского общества были всесторонне разработаны Эрихом Фроммом и Жаном Бодрийяром. В теории экономики XX века учёные провели научный анализ трёх волн индустриального развития потребительского общества. В этом смысле цель статьи заключается в том, чтобы в условиях Новой Узбекистана на основе этноконфессиональных особенностей рассмотреть «норму потребления» как социальную ценность. Наряду с этим раскрывается влияние потребительского общества на духовно-нравственный облик личности в развитии общества.
Библиографические ссылки
1. Sapozhnikov E.I., G‘arb mamlakatlaridagi iste’mol jamiyati // Falsafa savollari. -2007. -№ 10. В. 53-63b.
2. Marks K., Engels F. To‘liq asarlar. 39 jildda / 2-nashr. jild. 12. Moskva: Siyosiy adabiyot nashriyoti, 1955-1974, 709-738b.
3. Veber M., Iqtisodiyot tarixi: Umumiy ijtimoiy va iqtisodiy tarixga oid insho. Petrograd: Nauka i Shkola, 1923, 240b.
4. Veblen T., Bo‘sh vaqt sinfi nazariyasi: institutlarni iqtisodiy o‘rganish. -Nyu-York: Makmillan kompaniyasi, 1899. -184b.
5. Simmel J., Ijtimoiy farqlash: sotsiologik va psixologik tadqiqotlar / Nemis tilidan N.N.Vokach, I.A.Ilyin tomonidan tarjima qilingan; Ed. B.A.Kistyakovskiy. Moskva: Sabashnikov nashriyoti, 1909,323b.
6. Burdiye P., Gapirish nimani anglatadi: til almashinuvi iqtisodiyoti, A. Fayard, 1982. -243b.
7. Bodriyard Dj., Imkonsiz almashinuv / Tr. fr dan. K. Tyorner. Nyu-York: Verso Books., 2001,160b.
8. Fromm E., Inson yolg‘iz / URL: https://monocler.ru/chelovek-odinokerih-fromm/ (дата обращения: 03.02.2017).
9. Bekker G., Inson xatti-harakati: Iqtisodiy yondashuv. Moskva: Oliy Iqtisodiyot maktabi nashriyoti, 2003, 672b.
10. Lankaster K., Iste’molchi talabi: yangi yondashuv. Nyu-York: Kolumbiya universiteti. Pr., 1971, 177b.
11. Stigler J., Axborotning iqtisodiy nazariyasi // Iqtisodiy fikrdagi belgilar. jild. 2. Firma nazariyasi / Ed. tomonidan V.M. Galperin. Sankt-Peterburg: Iqtisodiyot maktabi, 2000,507-529b.
12. Dyuzenberri J., Daromadni tejash va iste’molchi xulq-atvori nazariyasi. Kembrij, MA: Garvard universiteti nashriyoti, 1949. 152b.
13. Fridman M., Iste’mol funktsiyasi nazariyasi. Princeton, NJ: Princeton University Press, 1957. 243b.





