ВЛИЯНИЕ ТРАКТАТА ИБН СИНЫ «АШ-ШИФО» НА ИСЛАМСКУЮ И ЕВРОПЕЙСКУЮ ФИЛОСОФИЮ
DOI:
https://doi.org/10.47390/SPR1342V5SI9Y2025N10Ключевые слова:
Ибн Сина, Аш-Шифо, история философии, исламская философия, латинская Европа, переводы, перипатетическая традиция, теология, калам, суфизм.Аннотация
В данной статье проводится научный анализ трактата Абу Али Ибн Сины «Аш-Шифо» («Книга исцеления») и его влияния на историю исламской философии, калама, суфизма и латинской европейской мысли. В ходе исследования рассматривается воздействие «Аш-Шифо» в областях логики, онтологии, эпистемологии, естественных наук и психологии, а также его роль в формировании научных направлений последующих мусульманских и западных мыслителей. Кроме того, анализируются философские связи Ибн Сины с такими выдающимися учёными, как Ибн Рушд, Сухраварди, аль-Газали, Фахр ад-Дин ар-Рази и Ибн аль-Араби. В статье также освещается процесс перевода данного труда на латинский язык, начавшийся с XII века, и его проникновение в средневековую европейскую философию на основе исторических источников.
Библиографические ссылки
1. Anawati, G. C. (1950). Muʾallafatu ibn Sina. Qohira, 29–31, 69–79.
2. Bekir Karlığa. (2004). İslâm Düşüncesi’nin Batı Düşüncesi’ne Etkileri. İstanbul: İnsan Yayınları.
3. Butterworth, C. E., & Kessel, B. A. (2002). İslâm Felsefesinin Avrupa’ya Girişi (Ö. M. Alper, Trans.). İstanbul: Klasik Yayınları.
4. Daiber, H. (1999). Bibliography of Islamic Philosophy (Vols. 1–2). Leiden: Brill.
5. Gilson, E. (1955). History of Christian Philosophy in the Middle Ages. New York: Random House.
6. Gutas, D. (1988). Avicenna and the Aristotelian Tradition. Leiden: Brill.
7. Ibn Abi Usaybiyʿa, M. (1965). Uyunu’l-anbo fî tabaqoti’l-atibbo (N. Rızo, Ed.). Bayrut: Dar al-maʿrifa.
8. Ibn al-Qiftiy, A. b. Y. (1903). Kitabu ixbori’l-ulama bi-axbori’l-hukamo: Tarixu’l-hukamoʾ (J. Lippert, Ed.). Leipzig: Brockhaus.
9. Ibn Sino, H. b. A. (n.d.). ash-Shifo al-ilohiyyot (1) (G. C. Anawati & S. Zoyed, Eds.). Tehran:.
10. Ibn Sino, Ḥ. b. A. (1960). ash-Shifo al-ilohiyyot (2) (G. C. Anawati & S. Zoyed, Eds.). Qohira: al-Matbaʿa al-Amiriyya.
11. Ibn Sino, H. b. A. (1959). al-Ishorat va’t-tanbihot (S. Dunyo, Ed.). Cairo: Dar al-maʿorif.
12. Ibn Sino, H. b. A. (1985). an-Najot (M. Fahri, Ed.). Bayrut: Dar al-afaq al-Jadida.
13. Ibn Sino, H. b. A. (n.d.). ash-Shifo at-tabiʿiyyot (1): as-Samoʿu’t-tabiʿiy (S. Zoyed & I. Madkur, Eds.).
14. Ibn Sino, H. b. A. (1970–1966). ash-Shifo al-mantiq (I–IV) (M. al-Hudayriy, S. Zoyed, E. A. Afifiy, A. F. al-Ahvoniy, M. S. Salim, & A. Badaviy, Eds.). Qohira: Various Publishers.
15. Ibn Sino, H. b. A. (1994 [1371/1413 AH]). al-Mubohasot (M. Bidorfer, Ed.). Qum: Intishorot-i islamiy.
16. Janssens, J. L. (1991). An Annotated Bibliography on Ibn Sina: 1970–1989. Leuven: Peeters Publishers.
17. Mahdaviy, Y. (1954 [1333 h.]). Fihrist-i Nushaho-yi Musannafot-i ibn Sino. Tehran: Donishgoh-i Tehron.
18. Meranbon, J. (1996). Medieval Christian and Jewish Europe. In S. H. Nasr & O. Leaman (Eds.), History of Islamic Philosophy (Vol. 2, pp. 1003–1006). London: Routledge.
19. Reisman, D. C. (2002). The Making of the Avicennan Tradition. Leiden: Brill.
20. Ergin, O. (1956). İbni Sina Bibliografyası. İstanbul: Maarif Basımevi.





