СОЦИОЛОГИКО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ ГУМАНИТАРНЫХ ПОДХОДОВ
DOI:
https://doi.org/10.47390/SPR1342V5SI9Y2025N40Ключевые слова:
система образования, социологический анализ, философский подход, гуманитарный подход, реформы, гуманизм, ценности, развитие личности, социальное сознание, глобализация.Аннотация
В данной статье научно анализируется роль и значение гуманитарных подходов в социолого-философском исследовании системы образования. В условиях глобализации и информационной эпохи образовательные процессы проявляются не только как средство передачи знаний, но и как важный социальный институт, обеспечивающий духовно-нравственное развитие личности. С этой точки зрения, гуманитарные подходы служат для оценки системы образования на основе принципов гуманизма, укрепления достоинства личности, развития самостоятельного мышления и творческого потенциала. В статье освещаются реформы в системе образования, их влияние на развитие общества и роль в формировании социального сознания на основе интеграции социологических и философских методов. Кроме того, рассматриваются вопросы интеграции культурного наследия, национальных и общечеловеческих ценностей, укрепления демократических принципов и воспитания подрастающего поколения как гармонично развитых личностей. В итоге обосновывается актуальность развития системы образования на основе гуманитарных подходов.
Библиографические ссылки
1. Milliy istiqlol gʻoyasi: asosiy tushuncha va tamoyillar. – Toshkent: Oʻzbekiston, 2001. – B. 56–57.
2. Karimov I.A. Yuksak ma’naviyat – yengilmas kuch. – Toshkent: Ma’naviyat, 2008. – B. 77.
3. Knight, J., & de Wit, H. Internationalization of Higher Education: Past and Future. International Higher Education, 2018 (95). – рр. 2-4.
4. Barnett R. Thought and reason – and their dilemmas. In The Philosophy of Higher Education, 2021. - pp. 96-106.
5. Snijders I., Wijnia L., Rikers R.M.J.P., & Loyens S.M.M. Alumni loyalty drivers in higher education. Social Psychology of Education, 2019 (22), - рр. 607–627.





