СТРАТЕГИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ, СТИМУЛИРУЮЩИЕ КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ СТУДЕНТОВ
DOI:
https://doi.org/10.47390/SPR1342V5SI5Y2025N49Ключевые слова:
критическое мышление, педагогическая стратегия, самостоятельное принятие решений, манипуляция, образовательный процесс, когнитивная компетентность, преподаватель, студенты, критическое рассуждение.Аннотация
В данной статье представлен углублённый анализ личностной, социальной и педагогической значимости критического мышления. Критическое мышление рассматривается как важная компетенция, способствующая прочному усвоению знаний, принятию обоснованных решений, защите от манипуляций и формированию личной самостоятельности. Роль педагогических стратегий в образовательном процессе и их применение в управлении обучением проиллюстрированы конкретными примерами. Подчёркивается, что стратегии, побуждающие студентов к самостоятельному мышлению, основываются на продуманном принципе поддержки со стороны преподавателя. Цель статьи — обоснование необходимости и концептуальных основ педагогических стратегий в развитии критического мышления.
Библиографические ссылки
1. O‘zbekiston Respublikasi Prezidentining 2017 yil 20 aprel "Oliy ta’lim tizimini yanada rivojlantirish chora-tadbirlari to‘g‘risida”gi PQ-2909-sonli Qarori.
2. Barshay, J. (2019, Sept. 18). Why content knowledge is crucial to effective Critical Thinking. Mindshift. https://www.kqed.org/mindshift/54470/why-content-knowledge-is-crucial-toeffective-critical-thinking
3. Butler, H. A., Pentoney, C., & Bong, M. P. (2017). Predicting real-world outcomes: Critical thinking ability is a better predictor of life decisions than intelligence. Thinking Skills and Creativity, 25, 38-46.
4. Browne, M., & Freeman, K. (2000). Distinguishing features of critical thinking classrooms. Teaching In Higher Education, 5(3), 301-309. doi: 10.1080/713699143
5. Djurayev R.X. va boshqalar. Pedagogik atamalar lug’ati. T., “Fan” nash., 2008, 195 b.
6. 10. Ginsburg, D. (2011). When helping students hurts students. Education Week blog. Retrieved from: http://blogs.edweek.org/teachers/coach_gs_teaching_tips/2011/03/when_helping_students_hurts_students.html
7. Miller, S. (2005). The dialogue of creative and critical thinking. Inquiry: Critical Thinking Across The Disciplines, 24(4), 37-43. doi: 10.5840/inquiryctnews20052447
8. Odilova M. Jabborova D. Jo’rayev S. Pedagogik atamalar lug‘ati N.2023, 94 b.
9. Saaris, N. (2019, March 19). Expert strategies to drive greater depth of knowledge in your classroom. Actively Learn. https://www.activelylearn.com/post/expert-strategies-to-drivedepth-of-knowledge
10. Sternberg, R., Roediger, H., & Halpern, D. (2007). Critical thinking in psychology. Cambridge:Cambridge University Press.315-327.
11. Van Zyl, M., Bays, C., & Gilchrist, C. (2013). Assessing teaching critical thinking with validated critical thinking inventories: The Learning Critical Thinking Inventory (LCTI) and the Teaching Critical Thinking Inventory (TCTI). Inquiry: Critical Thinking Across the Disciplines, 28(3), 40-50. doi: 10.5840/inquiryct201328318