ТРАНСФОРМАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РАЗВИТЫХ И РАЗВИВАЮЩИХСЯ ЭКОНОМИК КАНАДА И УЗБЕКИСТАН
DOI:
https://doi.org/10.47390/SPR1342V5SI7Y2025N02Ключевые слова:
Узбекистан, Канада, HR-трансформация, сравнительный анализ, цифровизация.Аннотация
В данном исследовании представлен сравнительный анализ цифровой трансформации практик управления человеческими ресурсами (HR) в Канаде и Узбекистане – двух странах с различным экономическим, технологическим и социокультурным развитием. По мере того как организации по всему миру внедряют цифровые технологии для повышения эффективности управления персоналом, становится особенно важным понимание этих процессов как в развитых, так и в развивающихся экономиках. Исследование рассматривает, как цифровые инструменты изменили ключевые HR-функции, включая подбор персонала, обучение и развитие, оценку эффективности и вовлечённость сотрудников. Основываясь на таких теоретических моделях, как модель принятия технологий (TAM), ресурсно-ориентированный подход (RBV) и теория человеческого капитала, исследование подчёркивает, как зрелая IT-инфраструктура и нормативная база Канады способствовали внедрению передовых HR-технологий, таких как подбор с использованием ИИ и цифровые платформы вовлечённости сотрудников. В то же время правительственные инициативы Узбекистана, такие как «Один миллион узбекских программистов» и стратегия «Цифровой Узбекистан – 2030», демонстрируют серьёзный прогресс в цифровизации государственного сектора и повышении квалификации рабочей силы. Анализируя эти различные подходы, статья раскрывает движущие силы, вызовы и возможности цифровой трансформации HR в различных экономических условиях. Полученные данные предназначены для информирования политиков, инвесторов и бизнес-руководителей в условиях цифровой трансформации управления персоналом.
Библиографические ссылки
Barney, J. (1991). Firm resources and sustained competitive advantage. Journal of Management, 17(1), 99-120.
2. Becker, G. S. (1964). Human Capital: A Theoretical and Empirical Analysis, with Special Reference to Education. University of Chicago Press.
3. Davis, F. D. (1989). Perceived usefulness, perceived ease of use, and user acceptance of information technology. MIS Quarterly, 13(3), 319-340.
4. Gafurov, K. (2024, Ocotber 1). Uzbekistan’s Digitalization of Human Resources Management System: Advantages and Prospects. Retrieved from https://timeskuwait.com/uzbekistans-digitalization-of-human-resources-management-system-advantages-and-prospects/?form=MG0AV3
5. Jie , Z., & Zhisheng , C. (2024). Exploring Human Resource Management Digital. Journal of the Knowledge Economy, 15, 1482–1498. Retrieved from https://link.springer.com/article/10.1007/s13132-023-01214-y
6. Khakimov, F. (2022, April 24). Uzbekistan on the path of digitalization: achievements and plans. Retrieved from https://diplomatmagazine.eu/2022/04/24/uzbekistan-on-the-path-of-digitalization-achievements-and-plans/?form=MG0AV3
7. Kotter, J. P. (1996). Leading Change. Harvard Business Review Press.
8. Kreissl, B. (2017, January 31). How different is HR in Canada? Retrieved from https://www.hrreporter.com/opinion/hr-policies-practices/how-different-is-hr-in-canada/298018?form=MG0AV3
9. Lewin, K. (1947). Frontiers in group dynamics: Concept, method and reality in social science; social equilibria and social change. Human Relations, 1(1),, 1(1), 5-41.
10. Lv, K., Zhao, Y., Zhu, S., & Zhu, L. (2024). Enterprise digital transformation and labor structure evolution: evidence from China. Chinese Management Studies. doi: https://doi.org/10.1108/CMS-09-2023-0485
11. Shahiduzzaman, M. (2025). Digital Maturity in Transforming Human Resource Management in the Post-COVID Era: A Thematic Analysis. Administrative Sciences, 2(15), 51. doi:https://doi.org/10.3390/admsci15020051
12. SHERRY. (2024, December 30). 7 Game-Changing Ways AI is Revolutionizing Canadian HR Departments. Retrieved from https://www.industryandbusiness.ca/7-game-changing-ways-ai-is-revolutionizing-canadian-hr-departments/?form=MG0AV3
13. Teece, D. J., Pisano, G., & Shuen, A. (1997). Dynamic capabilities and strategic management. Strategic Management Journal, 18(7), 509-533.
14. Trist, E. L., & Bamforth, K. W. (1951). Some social and psychological consequences of the longwall method of coal-getting. Human Relations, 4(1),, 4(1), 3-38.