СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА РАЗВИТИЯ КОГНИТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НА ОСНОВЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ СВЯЗЕЙ

Авторы

  • Аибахар Жумамуратова

DOI:

https://doi.org/10.47390/SPR1342V5SI1Y2025N77

Ключевые слова:

когнитивные компетенции, междисциплинарные связи, педагогическое образование, развитие, модель, эксперимент, будущие учителя.

Аннотация

В статье рассматривается проблема совершенствования механизма развития когнитивных компетенций у будущих учителей на основе междисциплинарных связей. Актуальность исследования обусловлена необходимостью формирования у современных педагогов широкого спектра когнитивных умений, таких как критическое мышление, креативность, умение решать проблемы и анализировать информацию. В работе представлен теоретический анализ проблемы развития когнитивных компетенций в педагогическом образовании, выявлены особенности реализации междисциплинарного подхода, разработана и экспериментально проверена модель совершенствования механизма развития когнитивных компетенций на основе междисциплинарных связей. Результаты экспериментального исследования подтвердили эффективность предложенной модели и показали значительный прогресс в развитии когнитивных компетенций у студентов, обучавшихся по разработанной программе. Полученные результаты могут быть использованы в педагогических вузах для совершенствования образовательного процесса и подготовки конкурентоспособных специалистов.

Библиографические ссылки

1. Бикбулатова Гузель Ханифовна ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ СВЯЗЕЙ КАК НАПРАВЛЕНИЕ ОПТИМИЗАЦИИ ИНОЯЗЫЧНОЙ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ // Современное педагогическое образование. 2021. №9. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-mezhdistsiplinarnyh-svyazey-kak-napravlenie-optimizatsii-inoyazychnoy-podgotovki-kadrov-organov-vnutrennih-del (дата обращения: 13.02.2025).

2. Гильмеева Р. Х. Когнитивно-деятельностный подход в профессиональной подготовке будущих педагогов // КПЖ. 2018. №6 (131). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kognitivno-deyatelnostnyy-podhod-v-professionalnoy-podgotovke-buduschih-pedagogov (дата обращения: 13.02.2025).

3. Гришина А.С. МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПРОЕКТ НА БАЗЕ ДИСЦИПЛИНЫ ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК КАК ФОРМА РАЗВИТИЯ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2021. – № 3.; URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30920 (дата обращения: 13.02.2025).

4. Дудко Д. В. Когнитивная компетентность личности будущего педагога и динамика ее формирования // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2008. №63-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kognitivnaya-kompetentnost-lichnosti-buduschego-pedagoga-i-dinamika-ee-formirovaniya (дата обращения: 13.02.2025).

5. Карпыкова Галина Уразовна КОГНИТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ: СОДЕРЖАНИЕ И ДИАГНОСТИКА // Инновационное развитие профессионального образования. 2020. №3 (27). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kognitivnaya-kompetentnost-buduschego-uchitelya-soderzhanie-i-diagnostika (дата обращения: 13.02.2025).

6. Мунасыпов Ильдар Мухтарович Развитие профессиональной компетентности будущих учителей технологии // Сибирский педагогический журнал. 2008. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-professionalnoy-kompetentnosti-buduschih-uchiteley-tehnologii (дата обращения: 13.02.2025).

7. Тарасова И.М. ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ НА ОСНОВЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ПОДХОДА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ ДИСЦИПЛИН // Современные наукоемкие технологии. – 2017. – № 9. – С. 146-150; URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=36817 (дата обращения: 13.02.2025).

Загрузки

Прислана

2025-02-27

Опубликован

2025-02-27

Как цитировать

Жумамуратова, А. (2025). СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА РАЗВИТИЯ КОГНИТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НА ОСНОВЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ СВЯЗЕЙ. Ижтимоий-гуманитар фанларнинг долзарб муаммолари Актуальные проблемы социально-гуманитарных наук Actual Problems of Humanities and Social Sciences., 5(S/1), 501–508. https://doi.org/10.47390/SPR1342V5SI1Y2025N77