МОРАЛЬНОЕ ЛИДЕРСТВО И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ИСТОРИИ
DOI:
https://doi.org/10.47390/SPR1342V5I3Y2025N75Ключевые слова:
учитель истории, нравственно-этический облик, моральное лидерство, личный пример, профессиональная этика, педагогическая мораль, национальные ценности, общечеловеческие ценности, образование.Аннотация
В данной статье анализируется процесс формирования нравственно-этического облика будущего учителя истории. Способность учителя быть моральным лидером, служить личным примером и формировать историческое мышление и патриотизм играет важную роль в педагогическом процессе. Результаты исследования показывают, что развитие профессиональной этики и педагогической морали, укрепление морального лидерства и коммуникативных компетенций, а также интеграция национальных и общечеловеческих ценностей в образовательный процесс являются ключевыми факторами укрепления нравственно-этического облика учителя.
Библиографические ссылки
1. B.Aminov, & M.Meliqo‘ziyeva (2023). O‘qituvchida zamonaviy kompetensiyalarni shakllantirish yo‘llari. Oriental Art and Culture, 4(3), 542-547.
2. Comenius, J.A. (1967). Didactica Magna. London: University Press.
3. Dewey, J. (1916). Democracy and Education. New York: Macmillan.
4. Freire, P. (1996). Pedagogy of the Oppressed. London: Penguin Books.
5. Gardner, H. (2000). The Disciplined Mind: What All Students Should Understand. New York: Simon & Schuster.
6. Meliyev, X., Jamoldinova, O., & Risqulova, K. (2021). Tarbiyachining kasbiy kompetenti va mahorati. In Zarvaraq nashriyoti. Zarvaraq nashriyoti. https://tsuull.uz/sites/default/files/tarbiyachining_kasbiy_kompeten._compressed.pdf
7. Nurova, G. (2024). Kasbiy kompetentligini shakllantirish - pedagogik muammo sifatida. Лучшие интеллектуальные исследования. http://web-journal.ru/
8. Sa’dullaeva, M. H. & Chirchiq davlat pedagogika universiteti “O‘zbekiston tarixi” kafedrasi. (2022). Ijtimoiy kompetensiyalarni rivojlantirish pedagogik muammo sifatida. Образование И Инновационные Исследования, 189. https://doi.org/10.53885/edinres.2022.10.10.021
9. UNESCO. (2015). Global Citizenship Education: Preparing Learners for the Challenges of the 21st Century. Paris: UNESCO.
10. Vygotsky, L.S. (1978). Mind in Society: The Development of Higher Psychological Processes. Cambridge: Harvard University Press.
11. Xolmirzayev, A., Abdullayevich. (2024). Modern trends of teaching in the context of innovative and digital technologies in higher education: prospects, problems and solutions. In International scientific and practical conference (pp. 154–155). https://doi.org/10.5281/zenodo.14244473
12. Shomurotova, N. K. Ta’lim va innovatsion tadqiqotlar ilmiy va ilmiy texnik onlayn konferens o’qituvchi axloqiy qiyofasi va uning talabalarga ta’siri. Ta’lim va innovatsion tadqiqotlar ilmiy va ilmiy texnik onlayn konferensiyasi (b. 12). http://conf.sciencebox.uz/