ТЕОРИЯ ЭТИМОЛОГИИ И ОБУЧЕНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ СТАТИСТИКЕ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛАХ: ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ И НАУЧНЫЕ ПОДХОДЫ

Авторы

  • Musharraf Yusubjanova

DOI:

https://doi.org/10.47390/SPR1342V5I4Y2025N70

Ключевые слова:

теория вероятностей, математическая статистика, учебная программа, логическое мышление.

Аннотация

В статье представлены опыт зарубежных стран (Сингапур, Япония, США и Россия) в преподавании раздела теории вероятностей и математической статистики в общеобразовательных школах, включая анализ учебных программ и научных результатов. Результаты международных оценочных систем PISA и TIMSS показывают важность этого предмета для развития логического мышления и статистического мышления учащихся, что повышает актуальность данного исследования.

Библиографические ссылки

1. Carmen Batanero, Rocío Álvarez Arroyo. Teaching and learning of probability. ZDM – Mathematics Education (2024) 56:5–17 https://doi.org/10.1007/s11858-023-01511-5

2. M.Barakayev and others. Methodology of teaching theory of probability and elements of mathematical statistics with the help of practical problems Tuijin Jishu/ Journal of propulsion technology. Vol. 44. No. 6(2023). p 2712-2718.

3. Vásquez, C.; Alsina, Á. Analysing Probability Teaching Practices in Primary Education: What Tasks Do Teachers Implement? Mathematics 2021, 9, 2493. https:// doi.org/10.3390/math9192493

4. Elbehary, S. G. A. (2022). Rethinking mathematics teachers’ professional knowledge for teaching probability from the perspective of probabilistic reasoning: A proposed framework. International Electronic Journal of Mathematics Education, 17(3), em0695. https://doi.org/10.29333/iejme/12145

5. Khilyatul Auliya, Djamilah Bondan Widjajanti. “Singaporean and Japanese Maths Textbooks: Character, Structure, and Content”. Mosharafa: Jurnal Pendidikan Matematika Volume 12, Number 1, January 2023 155-168-b.

6. Rezat, S. & Sträßer, R. (2015). Methodological issues and challenges in research on mathematics textbooks. Nordic Studies in Mathematics Education, 20(3-4), 247–266.

7. T.S.Nishonov Principles of improving student's problem-solving skills in the field of probability theory. European Journal of Research and Reflection in Educational Sciences Vol 8 (9)-2020. 197-204-p.

8. Batanero, C., & Chernoff, E. J. (2020). Teaching and Learning Stochastics: Advances and Challenges. Springer. ISBN: 978-3030384383.

9. Carmen Batereno, Juan D. Godino, Rafael Roa (2014) “Training Teachers to teach probability” Journal of Statistics Education-March (2014). https://www.researchgate.net/publication/240359028

10. Ng, K. E. D. (2018). Mathematics Education in Singapore: New Research on Teaching and Learning. Springer.

11. Fujita, T. (2017). Teaching probability with visualization tools: An international perspective. Educational Studies in Mathematics, 94(3), 345-362.

12. Calofornia mathematic student textbook 7 . California standard- Driven program

13. Garfield, J., & Ben-Zvi, D. (2018). Developing Students' Statistical Reasoning: Connecting Research and Teaching Practice. Springer.

14. Batanero, C., & Borovcnik, M. (2016). Probabilistic Thinking: Presenting Plural Perspectives. Springer.

Загрузки

Прислана

2025-04-17

Опубликован

2025-04-17

Как цитировать

Yusubjanova, M. (2025). ТЕОРИЯ ЭТИМОЛОГИИ И ОБУЧЕНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ СТАТИСТИКЕ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛАХ: ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ И НАУЧНЫЕ ПОДХОДЫ. Ижтимоий-гуманитар фанларнинг долзарб муаммолари Актуальные проблемы социально-гуманитарных наук Actual Problems of Humanities and Social Sciences., 5(4), 471–475. https://doi.org/10.47390/SPR1342V5I4Y2025N70