КУЛЬТУРА ОБРАЗОВАНИЯ И ЕЁ ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВЫ: КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ, ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЕ КОРНИ И АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Авторы

  • Jonibek Taniqulov

DOI:

https://doi.org/10.47390/SPR1342V5I10Y2025N38

Ключевые слова:

Культура образования; концептуальная парадигма; гносеологические корни; социально-культурные связи; история педагогической мысли; аксиологический анализ; критический подход; культурный подход; гуманизм и устойчивость; образовательная модель.

Аннотация

Статья посвящена философскому осмыслению понятия образовательной культуры на основе концептуальной парадигмы. Анализируются гносеологические корни образования, взаимодействие образовательной культуры с социальными и культурными факторами, а также исторические педагогические подходы. Особое внимание уделяется критическому и аксиологическому анализу существующих взглядов на образовательную культуру и предложению рекомендаций по их совершенствованию. Статья представляет концепцию модели образования, основанной на гуманизме, устойчивом развитии и культурных ценностях.

Библиографические ссылки

1. Habermas J. Knowledge and Human Interests. Cambridge: Polity Press, 2007. – P. 89.

2. UNESCO. Education for Sustainable Development Goals: Learning Objectives. Paris: UNESCO Publishing, 2020. – P. 33.

3. Platon. Davlat. Toshkent: Akademnashr, 2006. – B. 112.

4. Dewey J. Experience and Education. New York: Kappa Delta Pi, 1938. – P. 67.

5. Toshxo‘jayev X. Zamonaviy taʼlim falsafasi. Toshkent: Fan va Texnologiya, 2022. – B. 145.

6. Freire P. Pedagogy of the Oppressed. New York: Continuum, 2001. – P. 55.

7. Foucault M. Power/Knowledge: Selected Interviews and Other Writings. Brighton: Harvester Press, 1980. – P. 101.

8. Bourdieu P. Language and Symbolic Power. Cambridge: Harvard University Press, 1991. – P. 138.

9. Castells M. The Rise of the Network Society. Oxford: Blackwell, 2000. – P. 77.

10. O‘zbekiston Respublikasi Prezidenti qarori. “Raqamli O‘zbekiston – 2030” strategiyasi. 05.10.2020 y., PQ–6079. – B. 4.

11. Nussbaum M. Creating Capabilities: The Human Development Approach. Harvard University Press, 2011. – P. 23.

12. Mirziyoyev Sh.M. Yangi O‘zbekiston strategiyasi. Toshkent: O‘zbekiston, 2022. – B. 17.

Загрузки

Прислана

2025-10-11

Опубликован

2025-10-12

Как цитировать

Taniqulov, J. (2025). КУЛЬТУРА ОБРАЗОВАНИЯ И ЕЁ ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВЫ: КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ, ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЕ КОРНИ И АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ. Ижтимоий-гуманитар фанларнинг долзарб муаммолари Актуальные проблемы социально-гуманитарных наук Actual Problems of Humanities and Social Sciences., 5(10), 225–229. https://doi.org/10.47390/SPR1342V5I10Y2025N38