KOMIL INSON SIFАTLАRI TАSNIFINING FАLSАFIY TАHLILI

Mualliflar

  • Jasur Abdullaev

DOI:

https://doi.org/10.47390/SP1342V3SI4Y2023N35

Kalit so'zlar:

makroolam, mikroolam, valoyat, nubuvvat, muqarrab, payg‘ambar, valiy, ruh.

Annotatsiya

Musulmon Sharqi falsafasi tarixida Komil inson masalasi doimo ustuvor mavqeda bo‘lgan. Jumladan, uni aynan qanday sifatlarga ko‘ra taʼriflash va uning maqomini aniqlashtirib olishga mutafakkirlar tomonidan alohida diqqat qaratilgan. Аziziddin Nasafiyning taʼlimotida bunday sifatlarning uch turi keltirilgan bo‘lib, boshqa faylasuflar tasnifidan o‘ziga hosligi bilan ajralib turadi. Hususan, mutafakkirning birlamchi manbalarida bu mavzuga keng o‘rin ajratilgan.

Foydalanilgan adabiyotlar

Цитируется Насафи, Кашф аль-хакаик, с. 103. См. B. Furüzänfar, op. соч., стр. 113–114.

Цитируется Насафи, Максад-и акса, с. 276. См. также Ходкевич, Печать святых. п. 65-66.

Цитируется Насафи, Кашф аль-хакаик, с. 104.

Кашф аль-хакаик, с. 104.

Ходкевич, Печать святых, с. 67.

Там же. п. 71.

То есть Мульк, Малакут и Джабарат.

аль-Инсан аль-камиль, с. 190.

Там же, с. 5. См. также Максад-и акса, с. 217.

аль-Инсан аль-камиль, с. 5.

Там же, с. 5. Интересно, что Ибн Араби также описал Совершенного Человека как сердце вселенная. «Через Совершенного Человека явилось совершенство образа. Он есть сердце тела Вселенная. Вселенная является выражением всего, кроме Бога. Оно [сердце] есть Источник Посетил Дом Бога, так как он содержит Его. Он говорит в хадисе: «Ни моя земля, ни мое небо содержит меня, но сердце моего благочестивого раба содержит меня. ' См. Такешита, стр. 114.

Пифагор первым развил идею микрокосма и макрокосма.

См. стр. 95-102. Краткую трактовку этого обсуждения Насафи см. в аль-Инсан аль-камиль, p. 142-143.

Там же, с. 25.

Эта точка зрения очень похожа на концепцию Ибн Араби об Абсолютном Полюсе. См. также Ходкевич, Печать святых, стр. 53, 94-95.

аль-Инсан аль-камиль, с. 250.

Коран, 7:172.

Остин (пер.), Ибн аль-Араби: Рамки мудрости, с. 251-252.

Эта аналогия Насафи аналогична той, которую использовал Ибн Араби. См. Читтик, «Смерть и мир воображения в эсхатологии Ибн Араби». «Мусульманский мир», 78, (1988), с. 60.

Китаб-и танзил, л. 61б, строка 16 - л. 62а, строка 7.

Коран, 2: 257. Насафи цитирует этот стих в «Кашф аль-хакаик», с. 186.

Коран, 10:62.

Т. Изуцу, Суфизм и даосизм (Беркли: University of California Press, 1983), с. 264.

Персидский здесь неоднозначен, потому что это можно прочитать либо инсан-и мукаммаль (что означает Совершенный Человек, т.е. Совершенный Богом), либо инсан-и мукаммал (что означает Совершенный Человек, т. совершенствование существ). К сожалению, из контекста до сих пор не ясно, какой из них правильный. См. также комментарии Ф. Мейера в «Проблеме природы в эзотерическом монизме ислама», с. 186.

Китаб-и танзил, л. 61б строки 6-15.

Yuklashlar

Nashr etilgan

2023-06-18

Havola

Abdullaev, J. (2023). KOMIL INSON SIFАTLАRI TАSNIFINING FАLSАFIY TАHLILI. Ижтимоий-гуманитар фанларнинг долзарб муаммолари / Актуальные проблемы социально-гуманитарных наук / Actual Problems of Humanities and Social Sciences., 3(S/4), 278–283. https://doi.org/10.47390/SP1342V3SI4Y2023N35